История изобретения детской коляски

Начиная c XIII века в мировой живописи появляются портреты с изображением детей и окружающие их предметы.


 

Средние века диктовали свои правила в воспитании детей. В аристократических семьях, считалось, что у ребенка должен быть мир взрослых интересов, детей воспитывали в духе будущего правителя, защитника. Они обучались искусству охоты, стрельбе, верховой езде и  азартным играм и должны были иметь всё то, что было у взрослых соответствующего социального положения.  Как только ребёнок вырастал из пелёнок, его тут же облачали в костюм  из бархата и шелка расшитого  золотыми и серебряными нитями, ничем не отличающегося от одежды взрослого.


 

Своих маленьких наследников, знатные родители обучали музыке и танцам, учили читать и писать. Для них по специальным заказам художники рисовали гербы, знаменитые оружейные мастера по эксклюзивным эскизам изготавливали миниатюрные арбалеты, мечи и копья, доспехи инкрустировали драгоценными камнями. А для демонстрации своего любимого чада использовали детский транспорт, напоминающий больше передвижной трон, который в последствии завоевал сердца родителей и стал прототипом детской коляски.


 

Благодаря сохранившимся памятникам культуры, можно проследить историческую хронологию развития детской коляски. В Королевском  музее изящных искусств Бельгии, находится работа выдающегося портретиста Франса Халса (Frans Hals) «Free children with a goat-cart» 1620 года,  на ней изображены дети знатной семьи, младший ребенок едет в повозке, которую тянет впряженный козел.

Портрет "Three Children with a goat-cart", работа: Халс Франса, 1620г.

Портрет «Three Children with a goat-cart», работа Халс Франса, 1620 г.

Это единственное раннее доказательство, которое нам удалось найти и позволяет утверждать, что  детский транспорт использовали уже в XVII веке. Развивалась и совершенствовалась детская коляска очень долго, сменилось несколько эпох. Её образ постоянно менялся от небольшой тележки с тяжелой ручкой или маленькой ручной повозки для катания детей, экипажа с откидным верхом до современной коляски.


 

Многие факты такого времени уже не восстановить и на самые главные вопросы: когда впервые сконструировали прототип детской коляски? и кому первому пришла идея перевозить ребёнка? не ответить.

l_1042

Музей на севере Германии  »Deutsches Korbmuseum»

В немецком  музее Deutsches Korbmuseum, находится экспонат 1650 года. Тяжелая и громоздкая детская повозка, плетёная на деревянных колесах, которую необходимо было  тянуть, а не толкать.

Плетеная повозка

В такую повозку впрягали большую собаку, которая тянула ее за собой. Небольших животных использовали для медленного передвижения и низкой скорости, которую они развивали, тем самым обеспечивая безопасность ребенку и сохранность повозки.

Возок летний потешный 1690 г.

«Возок летний потешный», 1690 год.

В Музее Московского Кремля представлен детский «Потешный возок», выполненный специально для сына Петра I — царевича  Алексея в 1690 году, который служил для детских игр и забав. Возок летний «потешный» имел интересное техническое новшество «лебяжью шейку» и «поворотный круг».  Этот более совершенный способ разворота, кремлевские мастера стали применять на Руси уже во второй половине XVII века. Красивый волнообразный изгиб нижней части кузова выполнен рельефными, динамичными линиями узора — говорят о том, что мастера творчески освоили художественные принципы стиля барокко. Маленький экипаж  выглядел очень эффектно: оконца украшены крупным узором из тонких полос олова, внутренняя обивка выполнена из алой тафты, а стенки кузова обиты красной тисненой кожей. Если бы московские мастера того времени имели возможность получить патент, то наверняка история детского транспорта сложилась бы иначе.


 

В главной резиденции герцогов Девонширских в экспозиции дворца Chatsworth House, находится детский экипаж, который был сконструирован в 1733 году,  известным английским архитектором Уильямом Кентом (William Kent).  Заказчиком был Уильям Кавендиш третий герцог Девонширский, отец шестерых детей всегда мечтал о легком передвижном транспорте для своих маленьких наследников. В прогулочный экипаж  впрягали шотландского пони. Животные (пони, козочки, большие собаки) перевозившие детские экипажи были неотъемлемым атрибутом знатной семьи, а покупка и уход за ними стоили огромных денег.

trc224

Маленький всадник

Все последующие детские экипажи У. Кента, так же представляли собой воистину произведения искусства. Основное желание родителей было роскошное убранство, поэтому особое внимание уделялось  внешнему виду. А самые основные требования, которые сегодня предъявляются  родителями к детской коляске: безопасность и  комфорт,  отсутствовали. Свои изобретения У. Кент декорировал дорогими тканями,  кожей, дорогими породами дерева, драгоценным металлом, оформление и роспись заказывал у известных художников. Мода на детский транспорт  быстро распространилась среди очень состоятельных семей. На протяжении еще столетия, детские коляски были символом статуса и диковинной.


 

В начале XIX века в Англии началась новая эпоха в истории детской  коляски. Она стала приобретать тот образ, который сохранился до настоящего времени.

280px-Queen_Victoria_by_Bassano

Королева Виктория

Благодаря изобретениям  Чарльза Бартона (Charles Burton) и Английской королеве Виктории с чьей подачей появилась новая мода на материнство, она лично занималась воспитанием своих девятерых детей и любила гулять с ними.  Вскоре королева оценила еще одно преимущество детской коляски это контроль ребенка в общественных местах. Королевская признательность и одобрение стало хорошим стимулом для предприимчивых  англичан, они  быстро  оценили потенциал  нового бизнеса по производству детских  колясок и в поисках нового начали проводить эксперименты с различными моделями колясок. В то время уже существовал детский  магазин  »Hitchings Baby Store»,  где продавались дорогие модели детских колясок из дерева и металла, декорированные произведениями искусств, но были доступны только богатым людям.

В 1848 году Ч. Бартон спроектировал и изобрел уникальное трехколесное транспортное средство, а  спустя еще несколько лет разработал  ручку сзади, которая позволяла толкать коляску. Вскоре молодые мамочки оценили новые возможности детской  коляски,  она стала маневренной и легкой в управлении. Благодаря тенденциям королевского двора, у английских мамочек возросло желание самостоятельно прогуливаться со своими чадами по паркам и набережным, демонстрируя свою социальную состоятельность. Изобретатель Чарльз Бартон в 1853 году получил первый в мире патент на  трехколесную детскую коляску с управлением сзади, а в 1856 году Ч.Бартон открыл свой первый выставочный зал на Oxford Street .


 

По указанию королевы Виктории в Англии была открыта первая мануфактура по производству детской коляски. В 1877 году в Великобритании изобретатель и инженер Уильям Уилсон (William Wilson), основал компанию по производству детских колясок Silver Cross.


 

Свои знаменитые и по достоинству оцененные коляски, начали  поставлять во все королевские семьи по всему миру.  Интерес  к ней постепенно завоевал всю Европу.

Jesse Armour Crandall

К концу XIX века положение стало меняться,  детское транспортное средство становилось более доступным. Благодаря американскому рынку, который был ориентированный на массовый спрос. Первые детские коляски в Америке появились в 1830 году, изобретателем был Бенджамин Поттер Крэндэлл (Benjamin Potter Crandall), семейное дело продолжил его сын Джесси Крэндэлл (Jesse Armour Crandall), он занимался усовершенствованием существующих моделей.  Дополнил и запатентовал конструкцию тормозной системы и усовершенствовал мост. Разработал крепление  для зонтика от непогоды.


 

И еще один выдающийся американский изобретатель У. Ричардсон (William H. Richardson) разработки и усовершенствования, которого являются основополагающими и используются в современных детских колясках.


 

В июле 1889 года в США У.Ричардсон  получил два патента. Первый патент на изобретение поворотного механизма, для  легкого  доступ к ребенку. Второй патент на усовершенствование оси и независимое вращение каждого колеса для  лучшей проходимости и маневренности. С окончанием первой мировой войны рынок колясок значительно расширился и детские коляски стали приобретать  все больше и больше счастливых семей. Многие модели перетерпели ряд изменений  в пользу безопасности и удобства у Европейских колясок появились подножки, сам корпус стал более глубоким. Постепенная замена очень тяжелых  деревянных и дорогостоящих металлических деталей на более прочные, легкие резиновые  и пластиковые.  Позволило заводам изготовителям сократили затраты  на их производство. Изобретатели не переставали усовершенствовать уже имеющие модели, хотя  детская коляска оставалась еще довольно громоздкой  и тяжелой.


 

Данная проблема решилась в 1965 году, когда британец Owen  Findlay Maclaren (Оуэн Макларен) сконструировал и запатентовал прогулочную детскую коляску с  X-образным механизмом складывания, в продажу коляски поступили в 1967году.


 

Как бывший летчик-испытатель и авиационный инженер, Оуэн Макларен участвовал в проектирование шасси самолета – истребителя Spitfire перед Второй мировой войной и поэтому хорошо разбирался в легких, жестких конструкциях, выдерживающих большую нагрузку и при этом легко складывающихся. Однако для создания легкой прогулочной коляски О. Макларена сподвигла дочь и её маленький сын, когда при поездке из Соединенных Штатов в Англию пришлось тащить с собой громоздкую, неповоротливую детскую коляску. Так, покатав любимого внука в этой неуклюжей конструкции, Оуэн (Owen) вдохновился на изобретение детского транспортного средства более безопасного, маневренного и легкого. Благодаря имеющимся знаниям и  существующих современных материалов, таких как алюминиевые трубки, получилась надежная  конструкция, выдерживающая даже довольно большого ребенка. Прогулочная  детская коляска весила всего 3 кг и занимала места столько же, сколько и обычный зонтик. Вскоре в этом же году О. Макларен усовершенствовал  коляску и получил второй патент, он заменил одно колесо на оси на два, а главное он получил проходимую  и безопасную коляску. Революционная складная алюминиевая конструкция  и ее трехмерный механизм складывания быстро завоевали симпатии  родителей и сильно потеснили  прежние громоздкие коляски. Компания «Maclaren» продолжает свое наследие инновационной и прочной конструкции, а любовь и признание, она заслужила! Идея создания трехколесной коляски для бега принадлежит Phil Baechler. В 1980 году Фил  решил устроить пробежку с маленьким сыном на четырехколесной коляске, которая не выдержала скоростных передвижений. Тогда Фил в своем гараже изобрел  трехколесный экипаж  из двух велосипедов. Так появилась маневренная и проходимая коляска, соответствующая духу динамичного двадцатого века. Детские коляски всегда были дорогостоящими, а тем более во времена дефицита.  По этой же причине детские коляски  передавались по наследству, а в парках старые и новые модели легко уживались, но старые модели выглядели достаточно комично.


 

Американский путешественник и фотограф Брэнсон ДеКу (Branson DeCou), посетил  в 1931 году Советский Союз и запечатлел на свой фотоаппарат много интересных моментов из жизни советского народа, среди его работ есть  фотографии женщин с детскими колясками.  Советский детский транспорт  очень отставал от уже существующих в Европе колясок, в основном это были деревянные и плетеные конструкции напоминающие стульчик на железном ходу.


 

Ситуация немного поменялась в 1949 году, когда было запущено промышленное производство детских колясок. После детального изучения немецкой  коляски, было принято решение взять ее за образец, но Советские коляски  получились  более громоздкими и не удобными, они так и не смогли перенять все достоинства своего прообраза.


 

Поэтому фаворитами оставались коляски немецкого бренда Zekiwa, и каждая семья мечтала иметь у себя такое сокровище.  А вот в 1975 году  Д.М.З «КАМОВ» выпустил  усовершенствованные детские коляски, которые были отмечены Государственным  знаком качества СССР и получили золотую медаль ВДНХ. Быстрый темп развития завода в 1979 году позволил стать ведущим предприятием в Советском Союзе и занять лидирующие позиции  в производстве.Таким образом, новый виток в развитии и распространении  такого чудесного изобретения как детская коляска стал XX век и продолжает усовершенствоваться в XXI веке. Давайте пожелаем удачи изобретателям и инженерам-конструкторам, пусть их новые решения и разработки в создании новых моделей детской коляски, надолго останутся в нашей истории!

Библиография:

Wikipainting.org.ru; ru.Wikipedia.org; Gameloft.com; Prammuseum.com; Kreml.ru; NTV.ru; Wisconsinhistory.org; Digitalgallery.org; Museumsecrets.tv; Silvercrossbaby.com; Shopmaclarenbaby.com; Riowang.blogspot.ru; Claremontantigues.com;  Americangallery.wordpress.com;  Painterlog.com.


 

«Deutsches Korbmuseum Michelau»; С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка»;  A history of Spanish painting, 1930-66; Ars Hispaniae, Madrid, 1947 — (серия); Brown J., Images and ideas in 17 century Spanish painting, Princeton, 1978; Historia del arts hispanico, Madrid, 1978-81.

1 ответ

  1. Классная статья

Оставить комментарий